Куклы.

«…Маленькая девочка без куклы почти
так же несчастна и точно так же
немыслима, как женщина без детей…»
Виктор Гюго.

И сегодня, и вчера кукла – главная игрушка.


 Всем известно, что такое кукла. По сути своей кукла – это отображение образа человека или животного, которое может быть сделано из самого разнообразного материала (из ткани, кожи, бумаги, дерева, пластмассы и др.) Кукла - одна из типичнейших игрушек, очень древняя по происхождению, она всегда была в центре внимания  различных художественных течений и индивидуальных творений человека. Наверно, нет ни одного дома, где ни хранился бы тот или иной вид куклы, будь это кукла для игры ребенка или кукла коллекционера, мирно стоящая где-нибудь за стеклом.

У детей кукла так же всегда занимала первое место. Принято считать, что мальчики не играют с куклами. Но с другой стороны они играют с воплощением разных  мультипликационных героев, героев из книжек. Взять хотя бы, например, солдатиков, это тоже куклы! И еще, не смотря на то, что куклы считаются игрушкой исключительно для девочек, где в возрасте 7-8 месяцев познакомиться с такой игрушкой должны и мальчики. Так как каждый ребенок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Лучше всего, конечно, если кукла такая будет сделана из мягких натуральных материалов, она может быть даже без лица. Ребенку в таком возрасте важно осязание, дети многому учатся, трогая и исследуя разные поверхности и структуры.

Дети во все времена играли в куклы, и в их воспитании эти игры всегда играли большую роль. В глубокой древности это были даже не куклы, а, например, деревянные поленца, свернутые в аккуратные рулоны тряпки или кукурузные початки, которые девочки нежно убаюкивали и с помощью своей детской фантазии превращали в собственное дитя. Кукла для девочки – это и одна из главных потребностей и воплощение самого милого женского инстинкта – материнства. Играя с куклой, ребенок отражает свои представления о последовательности реальных событий жизни (режим дня, поход в гости, прием гостей). С куклой можно отправиться погулять, почитать ей сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а так же названия предметов одежды. С помощью куклы мы показываем ребенку различные действия (спать, бежать, прыгать и др.), чтобы ребенок усвоил значение глаголов. Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребенка, ребенок не просто учится одевать куклу, он запоминает в каком порядке вещи должны быть одеты и получает знания о том, что каждый вид одежды (костюм) предназначении для особого случая, определенной жизненной ситуации. Все эти навыки и знания ребенок соотносит в дальнейшем к реальной жизни и к себе.

Тайна и магия куклы.

Всем известно, что с куклами играют не только дети, но и взрослые. Назначение куклы настолько разнообразно, что мы себе даже не представляем устройство нашего быта без куклы. В разные времена разные народы использовали кукол для различных обрядов и ритуалов, коллекционировали куклы, изготавливали их своими руками для детей, а так же использовали их в качестве оберегов.

С помощью кукол люди избавляли себя от болезней. Они изготавливали куклу – прототип больного человека из его же вещей, называли ее его именем и «передавали» ей человечий  недуг или давали наказ излечить больного. Затем относили куда-нибудь в далекое глухое место и, например, швыряли в реку или ставили на муравейник. Делалось это для того, чтобы куклу никто не достал и не заразился.

Куклы, сделанные для детей, одновременно являлись оберегами, их изготовляли без иголок и ниток. Делали их очень просто: полоску толстой ткани определенным образом закручивали, перевязывали,  получалась головка, руки, туловище. На фигурку надевали платок и платье. Такую куклу-закрутку клали новорожденному в изголовье, чтобы уберечь его от порчи. Лица куклам не рисовали, так как существовало поверье, что в нарисованное лицо может вселиться чужая душа, а вместе с ней и беда. Обереги сопровождали людей всю жизнь. Они обязательно были в избе, без них не обходились различные обряды, в том числе и свадьбы, и, наконец, куклу укладывали вместе с покойным в гроб, чтобы она охраняла его и на том свете.

Была еще такая  кукла - зерновушка. Она делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Говорили, что причина тому – положительная детская энергетика.

Как бы неприятно было мне об этом писать, но куклы использовались так же и для ведовства. Закрутку, сделанную из одежды человека, которому хотят нанести вред, клали в гроб умершего под видом оберега. Не говорю уже о жутком ритуале прокалывания кукол иголками. Подозреваю, что  есть и в наши дни такие «маги» - чудаки, занимающиеся колдовством не для пользы общества.

Куклы во всем своем многообразии актуальны и в современном мире.

В Японии, например, кукла  -  не просто детская забава, а в первую очередь предмет для рассматривания и любования. Японцы очень верят в кукол, в их способность приносить людям добро, отвращать злые силы, болезни и стихийные бедствия, оберегать мир и покой в доме.
А в Африке у многих племен девочки при торжественном  праздновании совершеннолетия  получают в подарок куклу, которую они хранят до рождения первого ребенка. Затем такая молодая мать снова получает от своей матери куклу и хранит ее до второго ребенка и т. д. Эти куклы считаются священными, и их обладательницы ни в каком случае с ними не расстаются.

У негритянских племен взрослые женщины относятся к куклам как дети. Существует такой обряд: если ребенок умирает маленьким, то женщина делает куклу и целый год ухаживает за ней как за своим ребенком. Считается, что таким образом она помогает своему дитю пройти дорогу в рай, так как сам он еще очень маленький.

Ну и, наконец, от наших предков нам достался традиционный обряд Масленицы - сжигание чучела (соломенной куклы), которое являлось символом уходящей зимы. Так на Масленицу мы провожаем зиму.

Обычай этот хоть  приобрел   некоторые изменения    со временем, но суть его осталась та же. В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее в яркие юбки, кофты, платок, потом возили по городу в санях, чествуя Масленицу. А после - сжигали на костре, при этом в огонь бросали блины в качестве поминального кушанья. А детям говорили,   что  вся  сытная  пища   в  костре   сгорела,  тем  объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу. Масленичный костер служил так же своего рода приглашением к  масленичному ужину умерших родственников.

Посмотрите вокруг, и в своей квартире вы наверняка найдете какую-нибудь магическую куклу, будь то соломенно-тряпичная кукла-оберег, которая несет в дом здоровье и достаток, или будь то фарфоровая статуэтка, какого-нибудь пузатого божества, почесав животик которого, мы «начешем» себе кто счастье, кто любовь, кто богатство. А мне лично в детстве всегда казалось, что по ночам мои куклы просыпаются, и ведут какую то свою кукольную жизнь. Всегда хотелось подсмотреть, что же они делают, но никогда не удавалось, так как сон мой был очень крепок и сладок. А может это мои куклы, используя свою кукольную магию, не давали мне проснуться?

Вот так, кукла -  самая простая и обычная игрушка, оказывается совсем не простой и не обычной!

Разнообразие кукольного мира.

Уже в античном мире было огромное разнообразие кукол. Это и глиняные животные и птицы (их часто ярко разрисовывали), и солдаты с офицерами и троянским конем  (любимые игрушки и мальчишек) , а так же терракотовые куклы (их получали дети во время больших религиозных празднеств, а накануне брака девушки расставались с этими куклами, принося их в жертву на алтарь Венеры). Античные куклы делались в основном из воска и из глины. А вот египетские куклы имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Античные игрушки, как и египетские, очень близки к искусству того далекого времени, то есть никакой педагогической направленности они не несли и  нашим детям они, конечно, были бы не интересны.

Современная же рыночная индустрия готова удовлетворить потребности самого капризного покупателя. На витринах детских магазинов можно увидеть все, что душе угодно: от крохотных пупсов до кукол Барби, от наших русских матрешек до заморских черепашек-ниндзя.
Мир кукол настолько разнообразен, что не возможно составить какую либо их классификацию. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала: фарфор, резина, дерево, пластмасса и др. Они могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники, дети-подростки. Они так же могут различаться по характеру: весельчак, озорник,  боец, ковбой, бизнес-леди. В нашей истории про кукол коснемся тех, которые наиболее популярны и представляют особый интерес и особую важность для наших детей.

Тряпичные мягкие куклы с крупными чертами лица учат детей простым манипуляциям с игрушкой, знакомят с названиями основных частей тела и лица. С такой мягкой куклой очень приятно спать, она приятная на ощупь, а малышам еще и очень интересно грызть различные узелки на этой кукле. Изготавливают такие игрушки обязательно из натуральных материалов. Её может сделать сама любая мама, которая имеет хотя бы начальные навыки вязания или шитья и капельку фантазии. И поверьте, такая кукла станет любимой для вашего ребенка и сможет прожить с ним как талисман, ведь в такую игрушку вложены силы и старания, душа и любовь самого родного человека на свете - мамы. Глаза и рот у такой игрушки  могут быть намечены лишь точками, что даст ребенку возможность дорисовать все, чего ей не хватает. А нейтральное выражение лица куклы позволит включиться детскому воображению и представить куклу улыбающейся, плачущей или спящей в зависимости от настроения малыша.

В 2-3 года ребенку уже интересно одевать и раздевать куклу, такая кукла может быть так же мягкой, а может быть резиновой или пластмассовой. Тут к кукле обязательно должно уже прилагаться кукольное хозяйство: и дом, и посуда, и телефон, и машина, и одежда, и мебель. Малыш будет обустраивать «место жительства», чтоб, играя имитировать действия взрослых. Все это кукольное хозяйство можно сделать и своими руками!

Театральные куклы – особый вид кукол, с которым не всем детям нравится играть, но попробовать стоит. В крайнем случае, с помощью таких игрушек можно устраивать домашние кукольные представления. Для детей можно встретить такие театральные куклы как, перчаточная кукла или кукла-бибабо, куклы на нитях – марионетки, а так же тростевые куклы (на тростях).

Тематические или характерные куклы изображают, например, людей разных специальностей, они помогают усвоить детям первые представления о поведении взрослых людей. Это могут быть так же куклы разных расовых принадлежностей, разных возрастов, разных национальностей в соответствующих костюмах  и др. Встречаются даже в магазинах куклы, которым лет 60 или более того. Думаю, не каждый бы осмелился купить такую куклу своему ребенку.

Куклы-персонажи, являющиеся героями различных детских сказок, книжек и мультфильмов, представляют интерес для более взрослых детей – для школьников. Это и герои спасатели, такие как Бэтмен и Человек-паук, и человекоподобные роботы, и животные – герои мультфильмов (Чебурашка, Вини Пух, Русалочка и др.)  Всех конечно не перечислишь.

Не стоит так же забывать, что куклы делают, продают и покупают, просто чтобы ими любоваться. Изготовление кукол – искусство, и поэтому коллекционировать их одно удовольствие! Каждый любитель кукол сам решает, какие куклы коллекционировать, будь то фарфоровые статуэтки, матрешки или просто старые ветхие куклы, в любом случае, это хобби можно назвать волшебным, приносящим в дом праздник. Каждая кукла – это не просто отголосок той эпохи, в которой она была сделана и не просто наша история, это отображение чего-то живого! Вглядитесь в их лица, они завораживают, они будто вот-вот заговорят...

Как и с чем играют современные дети.

Кукла - отражение человека и с ее помощью ребенок ищет собственное я. Поэтому образ куклы всегда воздействует на личность ребенка. Дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Через игру с куклой, формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в повседневной жизни. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности. В науке это явление еще не изучено достаточно, но есть некоторые примеры, которые заставляют задуматься. Из статьи Е.Смирновы и Е. Абдуллаевой, опубликованной на сайте www.2mm.ru: «Мальчику шести лет на протяжении длительного времени постоянно покупались игрушки-монстры. После игры с этими «маленькими, ненавязчивыми монстриками» внешний облик ребенка стал меняться: он стал сутулиться, смотреть исподлобья, говорить резким голосом, властным тоном.  Все эти особенности поведения исчезли после того, как из комнаты ребенка убрали всех монстров

Все это объясняется тем, что ребенок в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью. Все, что окружает малыша, строит его облик и душу. Дети впитывают те качества куклы, которые у нее наиболее выражены внешне. Все качества, выраженные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша (агрессивность, манерность, самодовольство и др.). Такое впитывание происходит незаметно как для взрослых, так и для самого ребенка. К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребенка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, дети способны понять и оценить карикатурность куклы, и не переносить их черты на себя. Малыши же переносят на себя характер своих игрушек.  Ребенок воспринимает внешний мир через предметы, которые его окружают. Интерьер, посуда, одежда, всякая домашняя утварь воздействуют на психику, интеллект, эмоциональную сферу маленького человека. От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение. Поэтому, подход к выбору куклы определяет и внешний облик и душевное здоровье детей.

Вот несколько признаков куклы, которая точно подойдет для игры ребенку (из статьи Е.Смирновы и Е. Абдуллаевой, опубликованной на сайте www.2mm.ru):

  • Детская внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная;
  • Телесные признаки пола отсутствуют;
  • Волосы прочно держатся, и их можно расчесывать;
  • Материал, из которого кукла сделана, желательно натурального происхождения,    мягкий и приятный на ощупь;
  • Куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела.
  • Кроме того, у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону, а также предметы быта и интерьера.

Кукла, которую вы когда-то подарили ребенку, может стать талисманом для него на всю жизнь, а потом и вовсе семейной реликвией, которая будет бережно храниться из поколение в поколение.  У некоторых из нас где-нибудь на антресолях лежит такой забытый «талисман», хотя у кого-то он может и не забыт совсем и стоит где-нибудь на видном месте. И пусть выглядит эта кукла изрядно потрепанной, и волосы ее больше напоминают современные «дреды», а ресницы подстрижены заботливой подружкой детства, она любима, трогательна и мила, потому что напоминает самое прекрасное время – детство.

Источники информации:

  1. «Как вырастить умного ребенка», О.Жукова, издательство «Нева»
  2. www.2mm.ru
  3. www.rustoys.ru


Счастливая мама
Почуева Мария