Машина - средство…. игры!

Вот отличная машина,
Может ездить без бензина!
Только ключик повернется –
И машина заведется.

Загляните в детскую к любому маленькому мальчику. Как вы думаете, какие игрушки вы гарантировано увидите, причём возможно далеко не в единственном экземпляре? Ну, конечно же, машинки.

Игрушечные автомобили отвечают сразу нескольким потребностям вашего ребёнка: потребность движения,  потребность подражать предметам реального мира, потребность чувствовать себя причиной чего-либо, в данном случае движения игрушечной машинки.

Машинка - это не просто игрушка. Это инструмент познания окружающего малыша мира. Вверх-вниз, вправо-влево, вперед-назад - оказывается, машины умеют взбираться на гору, съезжать по крутым спускам, выписывать крутые виражи и даже перелетать через пропасть.

Какие машинки нужны детям?

В возрасте от одного года до трех лет ребенок впервые знакомится с разными видами  и типами транспорта, их названием и функциональным назначением. Соответственно, машинка для этого возраста должна обладать узнаваемым обликом и иметь хорошие динамические свойства – быть устойчивой, легко и ровно передвигаться.  В этом случае игрушечный транспорт будет отражать действия самого ребенка и сможет служить материалом для экспериментирования. Легковой или грузовой игрушечный автомобиль должен быть достаточно крупным, чтобы малыш мог катать в нем любимых персонажей. Хорошо также если у него будут открываться дверки или багажник и будет пружинный механизм – это позволит в полной мере реализоваться исследовательской активности малыша.

У детей от 3-х до 6-ти лет игрушечный транспорт призван способствовать социально-эмоциональному развитию ребенка. Разыгрывая сюжеты с участием грузовых и легковых машин ребёнок примеряет различные социальные роли, связанные с транспортом, учится сопереживать, одушевляя свои игрушки на колесах. Значимыми критериями  для данного возраста являются большой, удобный для манипуляций, размер игрушки и наличие персонажа и места для него. Также важно, чтобы машинка была узнаваемой, но не была перегружена дополнительными, отвлекающими внимание ребенка деталями. Машинка должна сохранять достаточную степень условности, чтобы ребенок мог использовать свое воображение для их одушевления. Хорошие «ходовые» свойства и устойчивая конструкция – также обязательные условия. Именно плохое техническое исполнение игрушки, в целом, или отдельных деталей, часто закрывает возможности игры в этом возрасте.

Игрушечный транспорт-конструктор имеет ряд особенностей. Во-первых, такая игрушка может служить как для простого конструирования, так и для сложных сюжетных игр в старшем дошкольном возрасте. Во-вторых, благодаря тому, что машинка  собирается из отдельных частей, ребенок может сам, в соответствии с тем, в какую игру он играет, изменять вид и назначение своего транспортного средства, прибавляя или убавляя какие-либо детали.

Игрушечные транспортные системы - необходимый атрибут режиссерской игры, расцвет которой также приходится на дошкольный возраст. Малышам, начиная с 3-4-х лет, будут интересны тематические наборы небольших машинок, объединенные под различными названиями («Пожарная часть», «Милиция», «Скорая помощь»). При этом, лучше выбирать такие, в которые кроме игрушечной техники входят фигурки людей. Ребятам постарше будут интересны такие наборы со сложной системой дорог, с функциями конструктора (несколькими вариантами сборки).

Детям младшего школьного (7-10 лет) возраста подойдут:

  1. Наборы коллекционных машинок, отражающие различные марки и модели автомобилей, с детальной прорисовкой особенностей конструкции  позволят ребятам этого возраста реализовать свои познавательные мотивы, создают дополнительный интерес для общения со сверстниками, могут служить для игр с правилами.
  2. Транспортные игрушки для игр с правилами предназначены для совместных игр с другими детьми. С их помощью ребенок учится выстраивать партнерские отношения с другими людьми, приобретает новые знания,  развивает умение управлять собственным поведением.
  3. Сборные модели различных видов транспорта обычно продаются в виде наборов для домашнего конструирования, содержащих в себе большое количество деталей (как правило, пластиковых или металлических) для создания той или иной марки машины.

Я как папа!

В возрасте 2-3 лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность и проявлять себя соответственно своему полу. Поэтому миниатюрный автомобиль является для мальчика не просто игрушкой, для него это символ: "Я как папа". Нет большего счастья, чем отправиться с папой в гараж! Конечно, до момента, когда ваш малыш станет счастливым обладателем водительских прав, еще далеко! Но с какой радостью он подаст папе гаечный ключ, поможет мыть машину и будет раскрыв рот слушать бесконечные жаркие споры папиных друзей о жесткости подвески, количестве лошадиных сил и тонировании стекол. Все это помогает маленькому мальчику присоединиться к папе не только как к родному человеку, а как к воплощению мужского начала в семье. Автомобиль как атрибут мужского мира является посредником, способствующим усвоению мужской модели поведения. Став постарше, сын готов сколько угодно обсуждать с отцом марки машин, их преимущества, технические характеристики, свои предпочтения. Машины - это символ их собственного, мужского мира. Для большинства мальчиков автомобили - это история любви, которая не закончится никогда.

 

Константинова Оля.