Музыкальные игрушки.

  …Музыка – мелодия души,
Где-то в сердце тихо прошуршит.
Успокоит бурю, шторм,
Принесет покой и сон.
Оживит зимой природу,
Летом заморозит воду…

О роли музыки в развитии детей.

 Заглянув в толковый словарь, мы найдем, что слово «музыка» обозначает искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Другими словами музыка является не просто набором согласованных звуков, она является так же кладовой эмоций и впечатлений.

Не секрет, что дети любят музыку, так же как и взрослые. К тому же музыка является пищей для ума, а  настроение музыкальных образов влияет на настроение ребенка. Знакомя малыша с музыкой и различными музыкальными образами,  мы даем толчок к раскрытию его собственного творческого потенциала. И чем раньше мы этоделаем, тем в дальнейшем ему будет легче ориентироваться в море звуков и мелодий. Так же всем известно, что, прививая любовь к музыке, мы делаем детей более эмоционально-открытыми, духовно-богатыми, веселыми, добрыми и жизнерадостными.

Великое разнообразие музыкальных игрушек.

Если учесть, что с музыкой дети знакомятся еще в утробе матери, слыша биение ее сердца и песенки, которые она напевает еще не родившемуся малышу, то для младенцев самая лучшая музыкальная игрушка – это мама, а точнее мамин голос. Какие только звуки не издает мама, чтобы отвлечь малыша и одеть его без плача на улицу! Мы и крякаем и квакаем и хрюкаем, у кого на что фантазии хватает. Ну и конечно мы поем разные песенки: от задорных стишков-прибауток и потешек-пестушек, чтобы развлечь малыша, до спокойных и мелодичных колыбельных, чтобы успокоить его и убаюкать. К тому же все эти стишки и потешки легко сочинять самим на ходу:


Что за ручки, что за ножки
У Полины нашей крошки!
Ни собачке и ни кошки
Не дадим мы ручки, ножки,
Эти ножкам, этим ножкам
Мы оденем босоножки!
В эти ручки, в эти ручки
Мы насыплем ягод кучки!

И, я думаю, все мамы со мной согласятся, что и кряканье, и потешки, и колыбельные «работают»!!! Мамины песни – это первые уроки музыкального образования для малыша, это первое знакомство малыша с музыкой. Но ему еще только предстоит узнать насколько разнообразен музыкальный мир…

Погремушки – наши первые игрушки. Этим игрушкам тысячи лет, в древности детям давали в руки погремушки и побрякушки, чтобы отгонять от себя злых духов. Считалось так же, что злых духов и демонов призваны отгонять различные свистелки. И это были первые музыкальные инструменты, с которыми сталкивался ребенок. Не смотря на то, что предмет внутри погремушки скрыт и причина шума ребенку не видна, очень важно, что  всякий шум сам по себе нравится детям. Погремушка знакомит малыша с понятиями «звук», «тон», «громкость». И еще немаловажно, что в дельнейшем ребенок начинает соотносить собственные движения и появляющийся звук. Можно подвешивать погремушки, бубенчики, колокольчики на мобиль так, чтоб малыш мог до них дотянуться, и тут уже будет развиваться не только слух, но и стимулироваться зрительное сосредоточение.

Музыкальные центры, издающие различные звуки – так же очень популярная игрушка. Они могут быть сделаны в виде детского пианино, гитары или в виде музыкальной игровой доски со множеством кнопок, соответствующим разнообразным  мелодиям. Эти игрушки часто имеют и световое сопровождение – мигающие лампочки.
Иногда кнопки на таких центрах выполнены в виде зверей. Нажав на них, ребенок услышит соответствующее звукоподражание. Такие центры прививают малышу интерес к музыке и пению, а так же развивают музыкальную восприимчивость. 

Музыкальные инструменты – это первые шаги ребенка на пути к музыкальному творчеству. Барабан, металлофон, бубен, дудка – развивают не только слуховое восприятие и чувство ритма, но и координацию движений рук и глаз. Научите ребенка ударять палочками по металлофону, извлекать громкие и тихие звуки различной продолжительности и увидите, как он будет рад этому новому для себя открытию. Малышу так же можно объяснить, что, ударив не сколько раз подряд, он «сочинит» мелодию! А еще с помощью музыкальных инструментов можно организовать семейный ансамбль!

Мягкие музыкальные игрушки, которые поют песенки, хохочут, пищат, говорят различные фразы и слова, подражают голосам животных, приводят детей в неописуемый восторг. А еще они очень приятные на ощупь и поэтому их можно использовать в качестве подушек, которые многие дети очень любят, обнимать их и укладывать спать.

К музыкальным игрушкам я бы еще отнесла аудиодиски с записью звуков природы, голосов животных и птиц (можно даже в сопровождении классических мелодий). Хоть с ними и не поиграешь, зато они создают неповторимые звуковые картины, которые помогут активизировать внимание и ассоциативное мышление детей, будут способствовать развитию у них чуткости и тонкости слуха, а так же расширят их представления о многообразии окружающего мира.

Не стоит забывать так же о предметах домашнего обихода (естественно они должны быть безопасными для ребенка). Это и самодельные мешочки (а так же баночки и коробочки) с крупой, которые издают не только характерные звуки, но и развивают мелкую моторику у детей. Это и кастрюли с крышками и ложки с тазиками, и чего еще только не придумают мамы, чтобы развлечь своего ребенка. Как сказал В.Гюго: "Подобно тому, как птицы из всяких вещей сооружают гнездо, так дети из всего, что попадает им в руки, делают игрушку". И, если ребенку это необходимо, он и музыку из всего извлечет! Сейчас каждый, наверное, вспомнил, как, будучи детьми, устраивали домашние концерты с братьями и сестрами, с друзьями и родственниками, используя всю домашнюю утварь, и делая музыку из всего, что под руку попадалось. И ведь как здорово и весело получалось! А главное  - по настоящему! Так же не нужно забывать о звуках, которые окружают нас в быту, - звонки телефона, свист чайника, шуршание бумаги, гудок автомобиля. Так, на протяжении всего периода детства ребенок знакомится со «звуковым словарем», он запоминает разнообразные звуки и учится соотносить их с объектом, который их издает. Кстати,  капризного малыша можно успокоить с помощью тиканья обычных домашних часов!

Хорошие и плохие музыкальные игрушки.

Чтобы музыкальные игрушки приносили нашим детям исключительно пользу, мы должны при покупке обращать внимание на  их качество. Это, естественно, касается всех игрушек, ведь они приравниваются к материалам, контактирующим с пищевыми продуктами, а значит, и требования к ним особые.

Не будем говорить о различных химических соединениях и том, к каким последствиям они могут привести, мы просто приведем некоторые параметры в игрушках, на которые мы должны обращать внимание:

  • характерный химический запах (его не должно быть),
  • «облезающая» краска (ее так же не должно быть);
  • наличие сертификата качества;
  • наличие едких ярких, другими словами «кислотных» цветов, у игрушки говорит о том, что в ее состав, скорее всего, входят опасные химические соединения;
  • детали игрушки плохо прикреплены и держатся на «честном слове», это часто можно определить и не вооруженным взглядом;
  • отсутствие в  упаковке вкладыша с указанием страны-изготовителя, производителя, надписью, из какого материала вещь изготовлена, для какого возраста предназначена;
  • для игрушек из полимерных материалов должен быть указан срок годности;
  • крышки, закрывающие элементы питания (батарейки), должны быть прикручены, то есть недоступны для детей;
  • должны отсутствовать острые края и углы, поверхность должна быть гладкой;
  • максимальная масса игрушки 400 грамм – для детей дошкольного возраста и 800 грамм для детей младшего школьного возраста;
  • интенсивность издаваемого шума не должна превышать 65 Дб, громкий резкий звук может напугать ребенка;
  • в электрических игрушках напряжение не должно превышать 12 вольт;
  • игрушки для детей до 3-х лет должны продаваться только в индивидуальной упаковке;
  • материал, из которого изготовлены игрушки и их окраска, должны допускать влажную обработку (для мягких игрушек такая обработка ограничена);
  • слишком низкая цена свидетельствует об упрощении технологических процессов и использовании некачественных материалов.

И лучше покупать игрушки только в магазинах, так как продавцу на рынке в случае ЧП нельзя будет ничего доказать!

Заключение или немного из личного опыта.

  Я и не подозревала, насколько мир звуков интересен, разнообразен и неповторим! Понять это мне помогла моя дочка. Дети в возрасте 1 года практически все окружающие звуки, которые имеют хоть какую то продолжительность, воспринимают как музыку. Оказывается, танцевать можно под звуки включенного пылесоса, работающей стиральной машинки и даже под шум воды в ванной! Ну, танцами я тут конечно называю покачивания из стороны в сторону типа «мишка косолапый» и небольшие приседания. И думаю, никто не станет спорить, что это первые танцы наших деток!
Когда моя дочка смогла вставать самостоятельно на ножки и, опираясь на что-либо, передвигаться, в поле ее досягаемости попал наш домашний музыкальный центр. Восторгу ее не было предела, когда, нажав на заветную кнопочку, которую она, кстати, открыла для себя сама, из колонок начинала литься музыка. Потом, она правда научилась еще и громкость прибавлять, тут уже стало сложнее, ушки то надо беречь и наши с дочкой и соседей! А она прибавит громкость и восторженно и радостно убегает от этой большой и взрослой музыкальной игрушки…

Когда наши дети подрастут, они уже сами будут выбирать себе и музыкальные инструменты, на которых играть, и песни, которые петь, и музыку, под которую танцевать. А пока мы должны их просто учить жить в гармонии с собой и с окружающим миром, помогать понять им этот сложный мир, знакомить их со всем многообразием окружающего музыкального (и не только музыкального) мира. А чтобы музыка не утратила моря своих чудодейственных сил, ее количество должно быть дозировано и она должна быть по делу. 

Счастливая мама
Почуева Мария