Развивалки-вырасталки...

"Понимание атома -  это  детская игра по сравнению
с пониманием детской игры"
физиолог X. Хогленд.

Извечный вопрос.

Что такое развивающие игры и что конкретно они должны развивать? – На этот вопрос пытаются ответить не только сегодняшние родители. Еще Б. Никитин, размышляя над этим, пришел к неоднозначным выводам. С одной стороны, сюда относятся различные развивающие игрушки, а с другой стороны…
Вот что пишет об этом сам Б.П. Никитин (Развивающие игры. Москва, 1981):
- «Смотри, Дима, что я тебе принес! Подожди, не трогай, а то сломаешь! Я тебе все сначала покажу сам. Вот ручка, сюда насаживаешь вертолет, здесь тянешь за веревочку, а другой рукой держишь вот так. Посмотри еще раз: это так, это так... Ну, теперь попробуй. Да не так! Все как-то криво у тебя получается. Дай я тебе покажу еще раз...
- Димочка, положи нож - порежешься! Какие еще кусачки?! Может,  тебе еще верстак на паркет поставить? Вот, пожалуйста, тебе кубики, сложи по картинке узор - можешь даже и без меня играть... Чудная вещь - ни пыли, ни мусора, красиво и... очень полезно для развития. А ты опять какие-то грязные железки натащил!»..
А дальше Никитин справедливо отмечает, что Диме от развивающих игр будет мало толку до тех пор, пока папа и мама не увидят, что в их доме поселились неразрешимые противоречия, и не начнут изменять свой стиль общения с ребенком. Ведь, с одной стороны, родители пытаются привить ребенку любовь к развивающим играм, а с другой стороны не дают ему свободно развиваться, исходя из собственных интересов и жажды познания не игрушечного, а самого настоящего мира. Вот и получается, что развивающие игры – отнюдь не панацея для воспитания гения, по крайней мере, если условия для этого воспитания созданы не самые гениальные…

Каждому – своё.

Итак, развивающие игры призваны развивать те или иные способности. Но у всякого детского возраста – свои предпочтения и причуды. И большое поле для родительской фантазии!
 В первый год жизни ребенка угасают все врожденные рефлексы, и развиваются те качества, которые необходимы человеку в дальнейшей жизни. Когда в первые месяцы жизни малыш только настраивает свое зрение на земной лад – в качестве развивающей игры ему может быть предложена красивая погремушка, которую он учится хватать, соизмеряя взглядом расстояние до нее. С той же целью над кроваткой малыша может быть подвешена целая нить с небольшими игрушками, или симпатичный мобиль.
Когда малыш научится ползать, - прекрасной развивающей игрушкой будет мячик, наполненный чем-нибудь звеняще-бренчащим. Этот мячик не стоит на месте, заставляя проделывать немыслимые траектории и малыша. Он может закатиться под детскую кроватку, или застрять между ящиками для игрушек. Чем не развивающая забава?..
Позже на место этого мячика придут игры на внимательность, память, усидчивость и взаимодействие.

Классификация…

Однако есть и более четкая классификация существующих развивающих игрушек. Например, в газете «Комсомольская правда» от 21.03.07 приведена такая классификация развивалок:
Традиционные развивающие игры, к которым относятся пирамидки, доски Сегена, игрушки-вкладыши, шнуровки, конструкторы и различные настольные игры на разные возраста. Вторая часть - Авторские развивающие игры, к которым относят: счетные палочки Кюизенера, игры Никитина Б.П., кубики Зайцева Н.А., логические блоки Дьенеша, игры Лены Даниловой и т.п.

Давайте рассмотрим эти игрушки подробнее.

Пирамидка. Пожалуй, самая любимая и детская, и родительская игрушка. Дети играют с пирамидкой уж чуть ни не с полугода, а родители, может быть, даже удивятся: и что же тут развивающего? – так привычна игрушка-пирамидка в детском арсенале. Но на самом деле, пирамидка способна оказать существенную помощь в развитии и восприятия цвета, и тактильном восприятии (ведь их делают из различных материалов), а также в ловкости, мелкой моторике, в представлении и форме и размере!..


Доски Сегена. Начиная с 1,5 лет дети нуждаются уже в чем-то более загадочном и трудоемком, чем собирание пирамидки. Плоские доски Сегена с рамками-прорезями различных форм помогут не только увлечь маленького экспериментатора, а заодно и посодействовать в развитии глазомера и координации движений. Также такие игрушки развивают первые аналитические искания малыша. Ведь все фигурки разной формы, и для каждой детальки существует всего одна-единственная прорезь. Надо ее найти во что бы то ни стало!


Игрушки-вкладыши подобны доскам Сегена, разве что сделаны они, как сейчас модно говорить, в формате 3d. Они объемные с прорезями в стенках для мелких деталей.  Да и наша самая обычная матрешка, где одна, более мелкая игрушка вставляется в более крупную, тоже относится к такому типу развивалок. А развивают они все ту же координацию, моторику и глазомер…


Шнуровки. Еще немного позже малышу будут интересны игрушки-шнуровки. Наша старшая дочь, например, где-то как раз с 2 лет больше всего любила играть в путаницу. Она брала катушку ниток и опутывала ею всю квартиру! Игрушка-шнуровка, конечно, имеет совсем другие задачи, например, она готовит руку к письму, но интерес к запутыванию, к прослеживанию пути ниточки – это тоже весьма вдохновляет кроху-исследователя! Однако, шнуровки любят не все родители, они, как правило, удивленно спрашивают: зачем дарить ребенку деревянный плоский башмак, когда учиться завязывать шнурки можно и на настоящем?! Да, это так. Но только пока ботинок новый, ведь вы не позволите ребенку играть с ботинком, который уже изрядно побродил по улице… Впрочем, для таких неугомонных родителей существуют книжки-шнуровки.


Строительные блоки и конструкторы пользуются у детей популярностью уже начиная с первого года жизни. Единственное условие – детали конструктора должны быть сообразны возрасту: покрупнее и полегче – для малышей, мелкие – для детишек постарше. Такие конструкторы помогают развивать пространственного воображения и мышление. Вообще, иногда кажется, что мы совершенно зря столь увлечены развитием исключительно мелкой моторики у наших детей. Да, мелкая моторика, безусловно, важнейшая вещь! Но почему не упоминается о крупной моторике тела? О слаженном и гармоничном его целостного развития, его ловкости, упругости, точности и координированности всех его частей?  Это не менее важный навык, чем мелкая моторика пальцев. И для этого незаменимым подарком будет именно конструктор! Ведь конструировать и строить невозможно неподвижно сидя на полу! Необходимо уметь изловчиться, нагнуться, подлезть, надстроить…, - да и сколько еще незаменимых упражнений возникает при строительстве!.. Тут, пожалуй, самым шикарным вариантом конструктора будет тот, из которого можно сделать настоящие вещи для большой игры.  По крайней мере, нашу семью он покорил!


Настольные игры. Уважаемые родители, какие детские настольные игры вы знаете? Вероятнее всего, многие родители назовут, в первую очередь, игры, у которых есть игровое поле и фишки. Их великое множество! Но сюда также относятся и игры с мелкими деталями: лото, домино, мозаика, игры-пазлы. А также очень популярные сейчас игры типа «найди пару», «мемори» и т.п. что бы ни представляли из себя эти игры, они в первую очередь развивают у малыша усидчивость и внимательность. Поэтому они и предназначены для ребяток постарше.
Я бы отнесла в этот перечень традиционных развивалок еще и напольные игры. Такие как, например, известнейшая во всем мире игра «Твистер». Это удивительная, уникальная и в то же время крайне простая игра, которая запросто учит ориентироваться ребенка в понятиях право-лево, способствует координации движений всего тела, и в то же время, в нее невозможно играть в состоянии рассеянного внимания. "Твистер" включает в себя игровое поле с разноцветными кругами и рулетку. Надо расстелить поле на полу и кто-нибудь (судья) крутит рулетку: по его указаниям игроки встают рукой или ногой на кружок определенного цвета. Поставленную на кружок руку или ногу нельзя сдвигать или отрывать до следующего хода. Нужно держать равновесие, чтобы не сесть, не лечь и не упасть - касаться поля можно только ладонями и стопами.  Веселая и очень заразительная игра для всей семьи!
Авторские развивающие игры разработаны педагогами, психологами или врачами и чаще всего носят имена своих авторов-создателей. Они призваны, как правило, не просто помочь ребенку в игре, но и чему-то очень конкретному научить. Один из самых ярких примеров в этой связи - Кубики Зайцева, которые уже начиная с 2 лет знакомят кроху с первыми навыками чтения. Также многим родителям знакомы счетные палочки Кюизенера, уже с трехлетнего возраста помогающие в обучении счету…

Самое главное – душевное тепло.

Получается, развивающих игр великое множество. Какую выбрать игру - в этом вам поможет ваш малыш и никто больше, ведь только родители не понаслышке знают потребности своего ребенка, его склонности, способности интересы. Да, и на самом деле, не так уж принципиально, какой будет новая развивающая игрушка для малыша. Ведь развивает его всё его окружение. И только внимательный родитель может подарить ребенку игрушку так, чтобы она его заинтересовала. Может быть, новая игра приходит в дом вместе с какой-нибудь волшебной историей? Или эта история может придти в самом процессе игры…

Светлана Смирнова,
дважды мама, кпн.